Обращение к  и.о. губернатора Сахалинской области Кожемяко О.Н.

Направлено 3 апреля 2015 г.

Уважаемый Олег Николаевич!

Последнее событие в Сахалинской области, связанное с арестом губернатора, не может оставить безразличными жителей острова. Средствами массовой информации перечислены немалое количество необъяснимых с точки зрения здравого смысла поступков, как самого губернатора, так и его ближайшего окружения, связанных с тратой бюджетных денежных средств. Среди них – строительство Долинской мини-ТЭЦ, четвертого энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ, исчисляемых в млрд рублей, объездной дороги Корсаков – Пригородное на сумму более 50 млн долларов. Весьма негативную реакцию населения области вызвала более чем сомнительная покупка Правительством области теплохода «Поларис».

В течение многих лет руководители общественных организаций, неравнодушные граждане о перечисленных выше и других известных им недостатках неоднократно обращались в администрацию области, федеральные органы обеих ветвей власти, открыто писали в независимых средствах массовой информации области и Дальневосточного региона, информировали о них региональные и федеральные правоохранительные органы, но до последних дней не ощутили должного понимания и поддержки.Так «Институт коммунальной энергетики» города Южно-Сахалинска, начиная с 2006 года, на всех выше перечисленных уровнях, бьет тревогу о катастрофическом положении топливно-энергетического комплекса в Сахалинской области. В качестве примера приводилась запроектированная и построенная еще в 2011 году с нарушением всех действующих нормативных документов Долинская мини-ТЭЦ, затраты на которую вместо 1,5 млрд составили около 5 млрд рублей, и которая до сих пор не введена в строй.В течение последних лет причиной многих конфликтных ситуаций между муниципальными властями области и населением продолжает оставаться так называемая точечная застройка. Это явление – яркий пример коррупционных процессов, порожденных желанием отдельных представителей строительного бизнеса, используя свои связи с властями, хорошо зарабатывать на удешевлении стоимости строительства объектов, разместив их в зоне сложившейся застройки с развитой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой. Особое распространение это явление получило в областном центре, где власти не выполняли свои обязанности по межеванию земельных участков под многоквартирными домами, создав тем самым благоприятные условия для свободного предоставления участков названным выше строительным компаниям. После возмущений жильцов власти Южно-Сахалинска ввели вначале порядок общественных слушаний с обязательным голосованием их участников, однако после полученных отказов в согласованиях такого строительства, депутаты городского собрания кулуарно исключили из Положения об общественных слушаниях процедуру обязательного голосования, после чего эти слушания потеряли всякий смысл.Общественный Совет по противодействию коррупции в Сахалинской области, начиная с 2011 года, регулярно выявлял и сообщал в СМИ, руководителям администраций районов региона, руководству области, правоохранительным органам о конкретных фактах коррупции. В июле 2013 года письмо о коррупционных проявлениях в строительной, энергетической, рыбной отраслях экономики области антикоррупционным Советом было отправлено в Комитет по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы России. В нем был сделан вывод о сформировании в регионе в течение последних лет организованной группы руководителей, в числе которых был назван и Хорошавин А.В., антизаконные действия которой были расценены общественным Советом как предательство государственных интересов.

Одной из причин создавшегося положения мы видим в том, что Правительство страны фактически отдало субъекты РФ на откуп региональным чиновникам, абсолютно никак не контролируя отрасли экономики из центра. Такие контролирующие структуры как ФАС, контрольно-счетные палаты, контрольно-надзорные органы попали в ведение регионального правительства. Например, приказом Главгосэкспертизы России от 11 декабря 2006 года Управление Главгосэкспертизы по Сахалинской области из подчинения государству было передано администрации Сахалинской области, которая создала уже подчиненное ей «Управление государственной экспертизы Сахалинской области». Стоит ли удивляться, что эта структура давала положительные заключения на все территориальные проекты, в т.ч. Долинской мини-ТЭЦ.

Этот контроль, по нашему мнению, был ошибочно возложен на органы прокуратуры. Не имея специалистов по каждой отрасли экономики, органы прокуратуры поступающие к ним жалобы представителей бизнес сообщества отправляют в те властные структуры, на которые поступают жалобы, а ответы заявителям дают, копируя сообщения виновных, возводя их в ранг экспертных заключений. Не видя от государственных органов поддержки, руководители НП, представляющие интересы предприятий региональных отраслей экономики, профессионалы с многолетним стажем, вынуждены обращаться за помощью в общественные (???) организации: ОНФ или к уполномоченному по защите прав предпринимателей.

Примеру федеральных органов исполнительной власти последовали отраслевые министерства Сахалинской области, сняв с себя функции контроля и переложив их на плечи муниципальных структур. Зато они непосредственно сами контролируют организацию проведения аукционов, получая возможность доступа к откатам. Тот факт, что единственными победителями в таких аукционах становятся столичные компании, располагающие большими финансовыми возможностями по сравнению с региональными, лишь подтверждает какому направлению из своих обязанностей ими отдается предпочтение.
Такая же бесконтрольность и за банковским сектором нашего региона, чем длительное время пользовался ныне привлекаемый к уголовной ответственности Сахалинский банкир и бизнесмен Кран Н.И. вместе со своими многочисленными компаньонами из числа чиновников Правительства.

К сожалению, вынуждены констатировать, что депутаты областной Думы давно уже закрывают глаза на противоправные действия Правительства, мало того, сами не упускают возможности поживиться за государственный счет. Так в 2012 году в соответствии с принятым ими законом 15 депутатам в связи с уходом на пенсию были произведены единовременные выплаты по 3-4 млн рублей каждому. Деньги они получили но, будучи переизбранными, на пенсию не ушли и деньги в бюджет не вернули. Если учесть, что закон о сомнительных выплатах был подписан губернатором, то могли ли депутаты после этого отказать в просьбах первому руководителю области. Не могли. Когда Правительству срочно потребовалось согласие областной Думы на покупку изношенного судна «Поларис» за непомерно большие деньги, они его без всякой проверки получили.

Нельзя не отметить следующий парадокс: в разгар борьбы с коррупцией наряду с депутатами право устанавливать себе денежные вознаграждения имеют чиновники Правительства, областная контрольно-счетная палата, областная избирательная комиссия. Если вспомнить прошедшие в 2012 году выборы в областную Думу, где за нарушения выборного законодательства при проведении выборов в одном только Корсаковском городском округе было возбуждено пять уголовных дел и осуждено семь человек, причем все эти нарушения произошли в избирательном округе, где был переизбран на новый срок председатель областной Думы Ефремов В.И., то становится понятным включение в круг особо приближенных и этого избирательного органа.

Таким образом, предоставление региональным чиновникам права своими распоряжениями подбирать и утверждать как сами контролирующие органы, так и их руководителей и принимать положения о контроле над собой, самим себе начислять заработную плату и денежные поощрения, как раз и свидетельствует о коррупционном фундаменте существования нынешней региональной власти. При оставлении без изменения такого порядка проводимая государством борьба с коррупцией больше походит на пиар-акцию.

Региональные чиновники, получив в свое подчинение контрольно-надзорные органы, фактически распространили свою власть и на средства массовой информации. ОНФ совершенно обоснованно назвало перечисляемые на оплату подконтрольных Правительству области СМИ денежные средства тратами на имидж губернатора. Сейчас в нашей области по сути одной из немногих действительно независимой газетой является «Советский Сахалин», редакция которой все эти годы находилась под постоянным прессом руководства области и вынуждена из-за финансовых проблем перейти в более тесные помещения. Никакой помощи именно этой газете Правительством не оказывалось, хотя она по настоящему представляет интересы населения области. В то же время в СМИ, подконтрольных исполнительным органам власти, за редким исключением заметки с критикой действий чиновников и депутатов не публикуются, вынуждая людей выражать свое недовольство в листовках, участием в обсуждениях острых тем на интернет форумах электронных СМИ. Таким образом, назревающие проблемы не устранялись, а лишь способствовали росту недовольства населения. Неужели и сейчас не понятно, что такой порядок траты денежных средств на подконтрольные органам власти СМИ, только восхвалявшие своих работодателей, оказали медвежью услугу убежденным в своей непогрешимости руководителям, доведя их до уголовной ответственности.

Региональные руководители падение своего авторитета пытаются поправить не своими поступками, а проведением ставшими уже нормой «грязных» выборов и при помощи приглашаемых из-за пределов области политтехнологов. Нам представляется, что кандидат на любую избираемую населением должность, прибегнувший к услугам политтехнологов, даже будучи потом избранным, никогда не будет у людей пользоваться авторитетом, поскольку не намерен в своей деятельности опираться на население. К тому же жители, принимавшие участие в выборах, наслышавшись о формах и методах деятельности этих «специалистов» не могут объяснить, почему на эти СМИ чиновники и депутаты тратят не лично свои, а заработанные населением деньги, в то время как по-настоящему общественную газету демонстративно игнорируют.

Наше письмо просим расценивать как объективную информацию, помогающую руководителю познакомиться с основными проблемами региона. Доводя до Вашего сведения эту информацию, мы не ставим целью возложить на Ваши плечи решение всех, обозначенных в нем проблем, а лишь тех, которые находятся в ведении губернатора. По проблемам, касающихся федеральных органов власти и депутатского корпуса, мы будем продолжать использовать возможности общественности. Мы также готовы сотрудничать с новыми руководителями исполнительных органов, если от них будет исходить такое желание.

В. Емченко
Председатель Общественного Совета по противодействию коррупции в Сахалинской области