Обращение в Администрацию Президента Российской Федерации

Сахалинская область в 2015 году на всю страну «прославилась» арестами губернатора и его ближайшего окружения. Наш совет не относится к числу организаций, которые начинают смело критиковать своего руководителя лишь после его задержания. Начиная с 2012 года и в местных СМИ, и в обращениях в Генпрокуратуру, в Государственную Думу РФ, администрацию Президента страны с приведением конкретных фактов мы открыто писали об антигосударственной деятельности Хорошавина А.В. и членов его команды. В настоящее время у нас новый губернатор, однако, причины создания атмосферы для деятельности прежнего руководства и коррупционные схемы остаются. Одну из причин мы видим в том, что Правительство страны за последние годы фактически отдало субъекты РФ на откуп региональным чиновникам, не контролируя отрасли экономики из центра. Такие структуры как ФАС, контрольно-счетные палаты, контрольно-надзорные органы попали в ведение регионального правительства. Например, приказом Главгосэкспертизы России от 11 декабря 2006 года Управление Главгосэкспертизы по Сахалинской области из подчинения государству было передано администрации Сахалинской области, которая создала уже подчиненное ей «Управление государственной экспертизы Сахалинской области». Стоит ли удивляться, что эта структура давала положительные заключения на все территориальные проекты, в том числе дважды на проекты Долинской мини-ТЭЦ, на строительство которой Правительство области вместо 1,5 млрд потратило более 4 млрд рублей и с 2010 года никак не может ввести ее в строй.

Отраслевые министерства Сахалинской области, по примеру вышестоящих органов, переложили свои функции контроля на плечи муниципальных структур. Зато сами они контролируют организацию проведения аукционов, получая доступ к откатам. Такая же бесконтрольность и за банковским сектором нашего региона, чем длительное время пользовался сахалинский банкир и бизнесмен Кран Н.И., давший взятку бывшему губернатору.

Этот контроль в стране, по нашему мнению, был ошибочно возложен на органы прокуратуры. Не имея специалистов по каждой отрасли экономики, органы прокуратуры, поступающие к ним обращения, отправляют в те властные структуры, на действия которых жалуются заявители. Ответы заявителям дают, копируя сообщения виновных, возводя их в ранг экспертных заключений. Только абсолютной бездеятельностью органов прокуратуры в вопросах противодействия коррупции можно объяснить вскрытые в 2015 и 2016 г.г. федеральными правоохранительными органами преступления, допускавшиеся командой прежнего губернатора на протяжении около 10 лет. Вместо привлечения к ответственности за бездеятельность прежний прокурор области был повышен в должности, а нынешний за время выполнения своих обязанностей предпочитал не замечать очевидных противоправных действий со стороны бывшего руководителя области. Так, еще в 2008 году Южно-Сахалинский институт коммунальной энергетики на запрос областной прокуратуры дал отрицательное заключение на спроектированное строительство Долинской мини-ТЭЦ, в соответствии с которым этот объект функционировать не мог. Заключение было проигнорировано, объект построен, но, как и утверждали специалисты института, до сих пор не введен в эксплуатацию. Спрашивается, зачем делали запрос?

Обращение института к новому прокурору постигла та же участь. Сославшись на полученное положительное заключение областного управления госэкспертизы, прокуратура области совместно с областной Думой свели обращение директора института к удовлетворению его личных амбиций. Бессовестный прием высокопоставленных руководителей. Итог: положительные заключения госэкспертизы есть, сдачи объекта в эксплуатацию нет. На обращение нашего антикоррупционного Совета в Администрацию Президента страны от органов прокуратуры получили ответ о возбуждении в апреле 2015 года уголовного дела о мошенничестве при строительстве мини-ТЭЦ. Прошел год, мошенники не установлены, но за это время Министерство энергетики и ЖКХ уже провело ряд новых аукционов по ремонту так и не построенного объекта, предусмотрев на это выделение дополнительно около 200 млн рублей. Приведенный пример не единичен.

В октябре 2015 года нашим советом была проведена общественная проверка законности деятельности органов прокуратуры, Министерства транспорта и дорожного строительства области, фактически прекратившие деятельность ООО «Север» по эксплуатации штрафной стоянки автомобилей. В процессе проверки нами были получены сведения, в том числе и диктофонные записи, свидетельствующие о коррупционном сговоре сотрудника областной прокуратуры с руководством министерства транспорта. На наше обращение в областную прокуратуру с приведением примеров сговора, мы получили пренебрежительный ответ прокурора, в котором не содержится ни одного ответа на наши вопросы относительно правомерности действий работников прокуратуры, включая должностного лица, выполнявшего функции сотрудника безопасности. Мы готовы предъявить документы, свидетельствующие о неправомерных действиях сотрудников прокуратуры.

В 2011 году бывший мэр гор. Южно-Сахалинска, ныне скрывающийся от следствия, подписал постановление, которым из земель населенных пунктов передал часть земельного участка, принадлежавшего на законном основании садоводческому товариществу «Шахтер», коммерческой структуре. Как признали нынешние руководители администрации города у них нет и никогда не было документов, подтверждающих принадлежность изъятого у садоводов участка к землям населенных пунктов. Никаких мер по восстановлению законности не принял прежний прокурор, молчит и новый руководитель.

Нельзя не отметить следующий парадокс: в разгар борьбы с коррупцией право устанавливать себе денежные вознаграждения имеют региональные чиновники Правительства, депутаты областной Думы, областная контрольно-счетная палата, областная избирательная комиссия. Если вспомнить прошедшие в 2012 году выборы в областную Думу, где за нарушения законодательства при проведении выборов в одном только Корсаковском городском округе было возбуждено пять уголовных дел и осуждено семь человек, причем все эти преступления выявлены в избирательном округе, где был переизбран на новый срок председатель областной Думы Ефремов В.И., то о каком доверии населения области к своим руководителям может идти речь?

Таким образом, предоставление региональным чиновникам права своими распоряжениями подбирать и утверждать как сами контролирующие органы, так и их руководителей и принимать положения о контроле над собой, самим себе начислять заработную плату и денежные поощрения как раз и свидетельствует о коррупционном фундаменте существования нынешней региональной власти. При оставлении без изменения такого порядка проводимая государством борьба с коррупцией не имеет никакой перспективы.

В. ЕМЧЕНКО,
председатель общественного совета по противодействию коррупции