Министру здравоохранения Сахалинской области Пак А.К.

Уважаемый Алексей Кененович!

В Сахалинское региональное отделение ОНФ обратилась врач-педиатр ГБУЗ «Центр СПИД» Трофимова Н.В. с информацией о неблагополучном положении дел в Сахалинской области по перинатальной профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. В данной должности она работает более 20 лет. Специалистами по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения России она характеризуется как профессионал высокого уровня, осуществляющий грамотный подход к лечению ВИЧ-инфицированных детей в регионе.

28.03.2016 Трофимова Н.В., исполняя свои служебные обязанности, в докладной записке на имя и.о. главного врача ГБУЗ внесла предложение о необходимости использования при назначении курса химиопрофилактики передачи ВИЧ от матери ребенку рекомендации Минздрава России от 2015 года взамен устаревших рекомендаций от 2013 года. Данное предложение руководством было проигнорировано. В мае 2016 года по поручению руководства Трофимова Н.В. по теме «О системных недостатках в организации перинатальной профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку в Сахалинской области за период 2015-2016 года» выступила на конференции сотрудников ГБУЗ, где вновь рекомендовала использовать новые рекомендации Минздрава России 2015 года. Высказанные ею на этом форуме предложения должной оценки не получили.

Также в мае прошедшего года Трофимова Н.В., единственная из Сахалинской области, организационным комитетом была приглашена на Международную научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции» с предложением выступить в рамках конференции с докладом. Будучи проинформированным об этом приглашении главный врач ГБУЗ «Центр СПИД» Ломакина Е.А., вместо оказания помощи своей сотруднице, приказом от 21.06.2016 привлекает ее к дисциплинарной ответственности по явно надуманным нелепым основаниям: «За систематическое нарушение правил безопасности конфиденциальной информации, за неправомерные действия с информацией ограниченного доступа, в частности: взаимодействие с международными организациями…». Никаких ссылок на нормативные акты, которые, якобы, нарушила «виновная», в приказе не было. Этот безграмотный документ был отменен в августе 2016 года только после обжалования его Трофимовой Н.В. в Южно-Сахалинском городском суде.

Однако на этом неприятности врача-педиатра не закончились. В начале сентября 2016 года от администрации ГБУЗ «Центр СПИД» неожиданно поступает не мотивированный категорический запрет выдавать посетителям талоны к педиатру без направления. До этого запрета в течение многих лет прием врача-педиатра был организован таким образом, что родители с детьми могли попасть без направления, но с амбулаторной картой ребенка, где отражены все его болезни и результаты лечения. Таких сведений в направлениях не содержится, что может отразиться на лечении больного в дальнейшем. Количество посетителей к педиатру, которых ранее насчитывалось до 400 в месяц, резко сократилось. Понимая, что бывшие ее пациенты в результате необдуманных действий руководителей ГБУЗ остаются без необходимого лечения, 28.09.2016 Трофимова Н.В. в своем заявлении попросила администрацию разрешить ей оказывать медицинскую помощь детям без направлений. Просьба не была удовлетворена.

В первом квартале 2017 года к педиатру не попал ни один пациент без направления специалистов. В конце марта нынешнего года Трофимова Н.В. узнает, что посетителей без направлений не допускают только к ней. Например, за этот период врача аллерголога-иммунолога посетило без направлений 26 человек. При этом было указано не просто количество посетителей, но и их фамилии и даты посещений врача. Обращение педиатра от 24.03.2017 с просьбой объяснить эти двойные стандарты в Центре-СПИД по состоянию на сегодняшний день вообще остается без ответа руководителей.

Ответ был дан администрацией ГБУЗ в неожиданной форме. Приказом № 229 от 11.04.2017 «в связи с оптимизацией штатного расписания на 2017 год» и «с учетом рекомендаций министерства здравоохранения Сахалинской области от 27.12.2016 №1960/16-1-0-1», а также «с недостаточной нагрузкой на приеме врача-педиатра в штатном расписании на 2017 год исключается 0,75 должности врача-педиатра, сохраняется 0,25 должности врача-педиатра». Из этого ответа становится понятным истинные намерения руководителей учреждения: установить искусственные ограничения для посетителей врача-педиатра с целью изменения статистических данных числа посещений, после чего на, якобы, законных основаниях в три раза понизить его заработную плату.

К большому сожалению, обращение заявительницы 25.10.2016 к министру здравоохранения Сахалинской области только ускорило наступление негативных последствий, так как именно в ответе на это обращение были изложены рекомендации главному врачу ГБУЗ «Центр-СПИД» «рассмотреть вопрос о внесении изменений в штатное расписание учреждения с учетом потребности населения в медицинской помощи». При этом приводились ссылки на спорные статистические данные. Так в ответе указано, что «по данным статистики лечебного учреждения» Трофимовой Н.В. было, якобы, выполнено 185 посещений детей за 10 месяцев 2016, что составляет 8% от должной нагрузки. Возникает вопрос, как при такой низкой посещаемости больных в течение прошедших стольких лет у руководства учреждением к врачу-педиатру не возникало никаких вопросов, а появились они только в 2017 году. При этом должная нагрузка определяется авторами ответа из ссылок на приказы Минздрава России от 08.11.2012 № 689н и от 24.12.2012 № 1512н, которые к детскому врачу-педиатру, работающему в поликлинике, не имеют никакого отношения. В то же время в своем ответе авторы не объяснили, почему в деятельности учреждения не был внедрен Клинический протокол «Применение антиретровирусных препаратов в комплексе мер, направленных на профилактику передачи ВИЧ от матери-ребенку», 2015 года. Отсутствует в ответе объяснение о причинах запрета Трофимовой Н.В. присутствовать на Международной научно-практической конференции. Если этим объяснением считать слова из текста ответа: «Международные организации «ЮНИСЕФ» и «ПЕНТА» не являются медицинскими организациями и не имеют лицензии на оказание медицинской деятельности на территории Российской Федерации», то стоит только удивляться столь низкому профессиональному уровню этих руководителей. Тут есть над чем задуматься руководству Министерства здравоохранения России, которое длительное время поддерживает тесную творческую связь с этими организациями.

Анализ изложенной выше переписки Трофимовой Н.В. со своими руководителями сравним с диалогом профессионала высокого уровня и такими же нравственными позициями с типичным высокопоставленным бюрократом. Если все обращения этого профессионала были направлены не на извлечение собственных выгод, а на принятие мер, способствующих выздоровлению детей, то со стороны ее руководителей была открытая неприязнь, стремление любым способом унизить врача-педиатра и как специалиста и как человека, посмевшего оскорбить начальника несоблюдением принципа чинопочитания.

Предложить специалисту, получившему за многолетний труд высокую оценку на федеральном и даже международном уровне и находящемуся в расцвете своих сил, должность уборщика помещений может только абсолютно бессовестный человек, которого и близко нельзя допускать к работе с людьми, тем более с медицинским персоналом.

Алексей Кененович, мы понимаем трудность осуществления должного контроля за деятельностью подчиненных в столь короткий срок после назначения Вас первым руководителем министерства здравоохранения и допускаем введение Вас в заблуждение Вашими подчиненными, действующими по понятиям прежнего руководства областью. У нас есть все основания не доверять произведенным искусственным путем статистическим данным ГБУЗ «Центр-СПИД» о низкой посещаемости пациентов врача-педиатра. На основании выше изложенного просим пересмотреть принятое решение в отношении Трофимовой Н.В. в рамках министерства как незаконное, во избежание рассмотрения этого вопроса на более высоком уровне.

В. ЕМЧЕНКО,
председатель общественного совета по противодействию коррупции,
член штаба регионального отделения ОНФ