В Администрацию Президента Российской Федерации

На наше обращение к Вам 5 мая 2016 г. за № 18 мы получили ответы от руководителя правительства области и от начальника отдела управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генеральной прокуратуры РФ. К сожалению, ответы носят формальный характер, свидетельствующий о явном нежелании их авторов вникнуть в поднятые нами проблемы. Новое правительство о причинах многолетних денежных трат администрацией городского округа и министерством энергетики и ЖКХ области на строительство Долинской мини-ТЭЦ ограничилось сведениями, полученными от должностных лиц, представляющих команду прежнего губернатора и от областной прокуратуры, которые не соответствуют действительности. Так правительство области, ссылаясь на информацию администрации городского округа «Долинский», сообщает о планируемом сроке ввода в эксплуатацию мини-ТЭЦ в сентябре 2016 года. Только председатель правительства не указала, что этот срок сдачи является четвертым и ведется с 2010 года. Причина длительного строительства объекта объясняется неоднократным расторжением контрактов с подрядчиками, которые не выполняли контрактных условий, а «проект реконструкции неоднократно корректировался». Только в ответе почему-то ни слова не сказано о тех должностных лицах, которые проводили аукционы и определяли этих подрядчиков победителями. В ответе умалчивается, что при заключении договоров заказчик делал предоплату подрядчикам за еще не выполненные работы. Акты приема выполненных работ заказчиком подписывались без проведения необходимых проверок. Неоднократно с подрядчиком заключался новый контракт о выполнении тех же самых работ, которые он не выполнил по предыдущему контракту. С новым подрядчиком заключался уже договор не о строительстве, а о реконструкции объекта, который так и не был построен. Не смотря на эти явные нарушения, администрацией ГО «Долинский» и министерством не было инициировано ни одного судебного процесса по взысканию денежных средств с подрядчиков за невыполненные работы. В итоге бюджетные деньги попросту транжирились, и ни один виновный не был привлечен к ответственности.

В ответе указано, что проект строительства неоднократно корректировался. Следовательно, он изначально был некачественным. Только авторы ответа забыли упомянуть, что проектировщик был определен не в результате аукциона, а по письму представителя правительства.

В письме и председатель правительства, и представитель Генеральной прокуратуры сообщают, что на контроле у прокуратуры области находится уголовное дело по хищению одним из подрядчиков в г. Долинск 10 млн рублей, расследуемое СУ УМВД России по Сахалинской области. На наш взгляд, солидным региональным руководителям и особенно Генеральной прокуратуре должно быть стыдно, когда общественное формирование с приведением конкретных фактов и наличием необходимых документов сообщает о растратах государственных средств на сумму более 4 млрд рублей, а ему с удовлетворением сообщают, что возбуждено уголовное дело на 10 млн рублей.

На самом деле это уголовное дело было возбуждено еще в январе 2015 года после обращения нашего совета в Администрацию Президента страны. За 19 месяцев «расследования» этого дела под контролем Сахалинской прокуратуры виновный в хищении так и не был установлен. Если прокуратура решила отчитаться о принятых мерах этим уголовным делом, то почему не доложила о результатах его расследования?

И Генеральная прокуратура, и правительство отметили «заслугу» прокуратуры области в «выявлении» в апреле 2015 года нарушения при использовании бюджетных денежных средств на этом же объекте, внесение представлений мэру городского округа «Долинский», которые были «рассмотрены, приняты меры к устранению нарушений». Написано помпезно, только выявлены нарушения были не прокуратурой, а контрольно-счетной палатой. А если меры по представлениям приняты, то почему объект так и не был сдан в эксплуатацию?

В то же время остался без реагирования Генеральной прокуратуры приведенный в нашем письме пример о предоставлении в 2008 году Институтом коммунальной энергетики областной прокуратуре по ее запросу резко отрицательного экспертного заключения на спроектированное строительство мини-ТЭЦ, которое региональной прокуратурой было проигнорировано. Почему не последовало никакой реакции на это бездействие высшего надзирающего органа? Наверное, потому, что сказать нечего. А ведь эту бездеятельность Сахалинской прокуратуры можно расценить как крышевание в течение нескольких лет коррупционной деятельности областных и муниципальных чиновников.

По примеру Генеральной прокуратуры, не замечающей безответственных поступков своих подчиненных, ведет себя и Сахалинская прокуратура. На обращение нашего совета с приведением конкретных фактов неправомерных действий ее сотрудников в отношении ООО «Север» поступил ответ с перечислением только недостатков этого общества. В то же время в нем не было дано никаких оценок противозаконным действиям своих сотрудников, без указания причин, по которым приведенные нами аргументы не были приняты к рассмотрению.

Не соответствует действительности сообщение правительства о том, что после рассмотрения на совещании правительства 22.12.2015 г. хода строительства в Долинске была выработана программа антикризисных мероприятий по вопросам продолжения строительства объекта с привлечением общественных организаций. Правительство умолчало о том, что одним из инициаторов рассмотрения этого вопроса на совещании было Сахалинское региональное отделение ОНФ, представители которого принимали участие в работе образованной на совещании комиссии. Однако решение о продолжении строительства объекта принималось администрацией городского округа и областным министерством энергетики и ЖКХ без участия представителей ОНФ. Позиция ОНФ была отражена в подробном отчете руководителя проекта «ЗА честные закупки» Т.Ю. Шереметьевой. Поскольку в этом отчете изложены конкретные факты правонарушений руководителей региональных и муниципальных органов власти, предусмотренных рядом статей УК РФ, он, по подведомственности, отправлен в СУ СК по Сахалинской области для проведения доследственной проверки.

Не находит разумного объяснения умышленное нежелание министерства ЖКХ использовать в обеспечении теплом жителей не только Долинского ГО, но и всей области находящийся в Южно-Сахалинске Институт коммунальной энергетики, доказывающий свой высокий профессионализм на протяжении последних 10 лет. В то же время в самом министерстве таких специалистов за этот период не было и нет сейчас. Мы пересылаем Вам копии диплома и решения о включении директора этого института Ромашева В.И. в национальный список номинантов Всероссийской почетной премии «Руководитель года – 2016». Если в Москве знают и отмечают профессионализм сахалинского руководителя, а региональная власть не допускает его к решению очень важных для обеспечения населения области теплом мер и беспомощна в этом сама, то возникают вопросы об ее истинных намерениях.

Уважаемый Олег Анатольевич, направленные нам ответы высокопоставленных должностных лиц региона и Генеральной прокуратуры в сравнении их с действительностью дают картину явного нежелания говорить высшему органу страны правду. По нашему твердому убеждению таких людей никак нельзя назвать ответственными, и они не заслуживают доверия.

Длительный опыт общения с такими людьми вынуждает нас искать организации, которые могли бы поддержать общественников в случае халатного отношения чиновников к выполнению своих обязанностей. Пока мы получаем поддержку только от сотрудников ФСБ, но у них очень много работы и на все имеющиеся у нас факты они реагировать не имеют возможности.

Начиная с 2005-2008 годов в стране под контролем государства стали создаваться общественные советы по противодействию коррупции, но, к сожалению, только при губернаторах и при федеральных министерствах. Конечно, они делают много полезного, но на примере нашей области и многих других регионов заметной борьбы очень мало. Наш бывший губернатор тоже возглавлял такой общественный совет при администрации области. Когда принятый этим советом единственный общественник — пенсионер ФСБ стал вносить конкретные предложения в план работы организации, его сразу же освободили от этой общественной обязанности. Кроме насмешек от населения такое руководство другой реакции вызвать не могло.

По примеру действующих институтов уполномоченных по правам человека и по защите прав предпринимателей есть достаточно оснований ввести в стране институт уполномоченных по противодействию коррупции.

К такой организации ОНФ нельзя отнести, т.к. она ограничивается выявлением нечестных закупок. Мы не ставим вопрос об обязательном финансировании деятельности таких советов. Но было бы полезным для страны, когда совет общественников — профессионалов будет иметь возможность говорить правду и получать поддержку от вышестоящей организации, к примеру, от Вашего управления. Это не означает, что надо принимать всех подряд, но советы, могущие показать свою работу, очень нуждаются в такой поддержке.

Приложение: на двух листах.

В. ЕМЧЕНКО,
председатель общественного совета по противодействию коррупции